Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности. Условия коммерциализации инноваций

Условия коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности основаны на принципах патентного права:

  • принцип свободы творчества как конституционный принцип;
  • принцип исключительности прав патентообладателя;
  • принцип соблюдения интересов, как патентообладателя, так и общества;
  • принципы инициативы и доверительного сотрудничества субъектов патентного права;
  • принцип обязательной новизны объектов охраны;
  • принцип охраны результатов только творческой деятельности;
  • принцип обязательного государственного признания объектов охраны;
  • принцип морального и материального стимулирования авторов.

Оценка потенциала коммерциализации объектов интеллектуальной собственности строится на следующем принципе: интеллектуальная собственность создает целый ряд затрат, которые должны быть противопоставлены ряду возможностей по генерированию дохода для тех, кто эксплуатирует эту интеллектуальную собственность.

Целесообразность патентования определяется целями использования интеллектуальной собственности. Можно выделить две основные цели использования объектов интеллектуальной собственности:

  • продажа (экспорт) продукции собственного производства;
  • продажа (экспорт) технологии как цели патентования;

Критерии целесообразности патентования включают в себя следующие:

  • технический уровень объекта;
  • экономическая эффективность;
  • значимость конкретного изобретения в объекте техники;
  • наличие ноу-хау;
  • возможность доказательства нарушения патента;
  • наличие рынка;
  • наличие интереса конкурентов и т.п.

Формы коммерциализации объекта интеллектуальной собственности могут быть представлены схематично следующим образом:

  • разработка внедряется в производство, откуда выводится на рынок;
  • разработка заканчивается передачей прав на объект интеллектуальной собственности;
  • разработка выливается в создание совместного производства (предприятия).

В основе коммерциализации лежит заключение лицензионных соглашений. Лицензионное соглашение – это соглашение о долговременном научно-техническом сотрудничестве конкурентов – тех, кто создает и владеет интеллектуальной собственностью, и теми, кто не владеет этой интеллектуальной собственностью и кому эта интеллектуальная собственность необходима для обеспечения достижения собственных целей. Заключение лицензионного соглашения осуществляется в тех случаях, когда:

  • доход от продажи лицензии превосходит издержки по контролю использования лицензии;
  • доход от продажи лицензии превосходит размер упущенной выгоды при отказе от монополии на передаваемую технологию на данном рынке.

Лицензионное соглашение – это документ разрешающий использовать в коммерческих целях:

  • конструктивные разработки;
  • технологические разработки;
  • методы;
  • модели;
  • программные средства.

Лицензионное соглашение определяет право на использование объектов интеллектуальной собственности, и передается от лицензиара лицензиату на основе взаимного лицензионного соглашения.

Лицензия имеет следующие разновидности:

  • лицензия полная;
  • лицензия исключительная;
  • лицензия простая.

Лицензия полная лицензиара полностью лишает прав самостоятельного использования объекта лицензии и выдачи аналогичных лицензий другим лицам, а лицензиату разрешается использовать объект лицензии монопольно на условиях и в течение срока действия.

Исключительная лицензия лицензиара частично лишает прав самостоятельного использования объекта лицензии и выдачи аналогичных лицензий другим лицам, а лицензиату разрешается использовать объект лицензии монопольно, но только на определенной территории на условиях и в течение срока действия.

Лицензия простая лицензиара не лишает прав самостоятельного использования объекта лицензии и выдачи аналогичных лицензий другим лицам, лицензиату разрешается использовать объект лицензии на условиях и в течение срока действия.

Существует два основных понятия лицензионного соглашения:

  • роялти – основа для определения всех других видов платежей по лицензии;
  • цена лицензии – баланс интересов лицензиара и лицензиата.

Основными показателями лицензионного соглашения являются следующие:

  • база роялти (цена единицы или всей продукции по лицензии; объем продукции, изготовленной с применением способа; при широком ассортименте продукции стоимость определенного сырья; прибыль);
  • ставка роялти (типовая для данной отрасли или для других лицензий того же лицензиара и/или лицензиата);
  • срок лицензии (определяется сроком морального старения объекта лицензии, не может быть больше срока действия патента или меньше, чем характерный срок освоения производства в данной отрасли).

Минимальные роялти должны покрыть расходы лицензиара на оформление и поддержание в силе прав интеллектуальной собственности, затраты на проведение предварительных переговоров по заключению лицензионной сделки, расходы лицензиара на осуществление обязанностей по лицензионному соглашению (обучение, техническая помощь, поставка узлов и деталей, сырья). Принимаются во внимание затраты лицензиара на НИОКР и освоение производства продукции по патенту.

Максимальные роялти определяются на основе оценки затрат лицензиата на реализацию наилучшей альтернативы приобретению лицензии (проведение НИОКР, приобретение другой лицензии, отказ от приобретения лицензий).

Относительно территории действия лицензионного соглашения, можно сказать следующее: лицензиар и лицензиат стремятся не допустить или свести к минимуму конкуренцию между собой. Они включают в лицензионное соглашение условие, оговаривающее предоставление лицензиату определенной территории, на которой ему предоставляется право производства и сбыта лицензионной продукции.

Цена лицензии представляет собой выбор вида лицензионных платежей из таких возможных вариантов:

  • периодические платежи (процентные отчисления) в течение срока действия лицензионного соглашения, то есть роялти.
  • фиксированные платежи, производимые единовременно или в рассрочку, именуемые паушальными платежами.
  • Комбинированные (смешанные) платежи – роялти в сочетании с паушальными платежами.

Передача ноу-хау выделяется как особый вид коммерциализации и имеет ряд особенностей. Сделка по передаче ноу-хау – это предоставление беспатентной лицензии.

Основные отличия передачи ноу-хау состоят в следующем:

  • большой риск, связанный с раскрытием конфиденциального существа ноу-хау до заключения контракта и утечкой ноу-хау от получателя третьим лицам после заключения контракта;
  • необратимый характер передачи ноу-хау;
  • постоянно присутствующий временной фактор;
  • неопределенность периода сохранения конфиденциальности ноу-хау (быстрое развитие технологии делает общедоступным ноу-хау, являвшееся секретным).

Способы платежей:

  • наличные (паушальные платежи и роялти или их комбинация);
  • встречные поставки товаров или оказание услуг;
  • смешанная форма (наличные, бартер, услуги).

Соглашения о неразглашении тайны могут применяться для защиты идей, информации, данных, концепций, не оформленных в виде защищенного объекта интеллектуальной собственности. При этом существуют следующие формы защиты:

  • коммерческая тайна (неразглашение сущности инновации);
  • подписание соглашений о неразглашении тайны – Non-Disclosure Agreement, подписывается только в том случае, если имеется доверие к стороне, которой разглашается тайна и которая берет на себя обязательство не разглашать эту тайну – имеется финансовая возможность остановить дальнейшее разглашение тайны в случае несанкционированного разглашения.

Обычная реакция инвесторов на предложение подписать соглашение о неразглашение тайны – не подписывать соглашение о неразглашении тайны. Это связано с тем, что инвесторы по определению не склонны рисковать, и с тем, что инвесторы сталкиваются с большим количеством похожих идей и концепций и не подписывают все соглашения, которые им предлагают. В таком случае, следует рекомендовать исследователям и изобретателям работать с теми консультантами и инвесторами, которым держатель идеи доверяет. Поэтому лучший способ действий – это четко определить моменты, охраняемые соглашением о неразглашении тайны. При этом необходимо в любом случае обеспечить сохранение коммерческой тайны в тайне и провести процедуру надлежащей ответственности по отношению к консультантам и инвесторам, которым будет раскрыта коммерческая тайна.

Читайте также статьи "Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности. Понятие и сущность" и "Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности. Способы коммерциализации интеллектуальной собственности".

Источник: Мир Знаний. http://mirznanii.com

Получить консультацию

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено