Что такое ноу-хау?

Термин «ноу-хау» (от англ. know how - «знать, как») не всегда сразу понятен людям, не касающимся данной специфики. Поэтому, прежде всего, нам хотелось бы остановиться на трактовке «ноу-хау» и нормативно-правовой стороне его применения в финансово-экономической деятельности организации.

В соответствии с п.1 ст.1225 «Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), в частности, являются секреты производства (ноу-хау). Т.е. секреты производства и являются ноу-хау.

Таким образом, ноу-хау – это полностью или частично конфиденциальные знания, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества лицу, их получившему. Поэтому одним из существенных и важных признаков ноу-хау следует считать конфиденциальность информации и документации. Именно здесь и кроется главное отличие применения ноу-хау от патента в качестве правоохранного инструмента. Современные зарубежные и уже некоторые отечественные компании предпочитают не патентовать новые изобретения, а передавать их в качестве ноу-хау на лицензионной основе. Ноу-хау включают в себя и технические знания, и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой. Многие объекты ноу-хау представляют собой технические решения, выполненные на уровне изобретений, которые в силу ряда причин не были запатентованы в какой-либо стране или вообще непатентоспособны по законам данной страны.

Правовое определение и содержание ноу-хау в российской практике установлены главой 75 ГК РФ. Согласно ст.1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны. Секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.

Отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), регулируются положениями Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ. Согласно 98-ФЗ право на отнесение сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю этой информации. Дополнительные разъяснения приведены в ст.57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26.03.2009 № 5/29.

Организация становится обладателем исключительных прав на ноу-хау в результате его создания, т.к. в соответствии с п.1 ст.1470 «Служебный секрет производства» ГК РФ исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю.

Условия принятия ноу-хау к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива (НМА) определены п.3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). Более подробные сведения о порядке бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности приведены в других наших статьях:

В заключение приведем вариант практического применения. Например, в группе компаний есть подразделение, которое не получает выручку. Подпитывать его за счет займов не совсем красиво с точки зрения финансовой отчетности. Здесь можно попробовать применить более изящный вариант, выявить/создать объект интеллектуальной собственности (например, оригинальную технологию) и поставить этот нематериальный актив на бухгалтерский учет, а затем получать доход от платежей за пользование ноу-хау.

Если Вам необходима дополнительная информация, закажите бесплатную консультацию нашего специалиста прямо сейчас.

Получить консультацию

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено