{ ignore } { /ignore } { ignore } { /ignore }

Что такое ноу-хау?

Термин «ноу-хау» (от англ. know how - «знать, как») не всегда понятен людям, не касающимся данной специфики. Прежде всего, остановимся на трактовке «ноу-хау» в качестве объекта права, его месте в нормативно-правовой системе Российской Федерации и роли в финансово-экономической деятельности организации.

В соответствии с п.1 ст.1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) секреты производства, именуемые также ноу-хау, относятся к результатам интеллектуальной деятельности (РИД) юридических лиц, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), т.е. являются интеллектуальной собственностью предприятия.


п.1 ст.1465 ГК РФ
Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны 

 

 

Исходя из определения, изложенного в ГК РФ, можно выделить следующие признаки секрета производства (ноу-хау):

  • Сведения имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность;
  • У третьих лиц отсутствует свободный доступ к этим сведениям на законном основании;
  • Обладатель сведений принимает разумные меры для соблюдения конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Примеры сведений, которые могут содержать в себе признаки ноу-хау:

  • сведения о результатах научных исследований;
  • техническая и технологическая документация;
  • результаты опытов и испытаний;
  • методики, рекомендации;
  • материалы исследования применяемых технологий и технологических процессов;
  • прогнозируемые оценки развития конкретного рыночного сектора;
  • тенденции развития техники и технологий;
  • подходы к ведению бизнеса, управлению организацией, процессами.

 

Секрет производства (ноу-хау) и патент: отличия и преимущества

Один из ключевых признаков ноу-хау - обеспечение конфиденциальности информации и документации, содержащей в себе сведения о секрете производства. Именно здесь и кроется главное отличие между секретом производства (ноу-хау) и патентом в качестве правоохранного инструмента – если патентное право подразумевает публичное раскрытие информации о результате интеллектуальной деятельности, то в случае ноу-хау, напротив, такие сведения держатся в тайне.


Отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), регулируются положениями Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ

 

 

Современные зарубежные и российские компании всё чаще предпочитают механизмы охраны ценных сведений в качестве секрета производства патентованию. Среди преимуществ ноу-хау можно выделить:

  • Простота процедуры оформления – для возникновения исключительного права не требуется государственная регистрация, достаточно идентифицировать сведения, соответствующие признакам ноу-хау, и ввести в отношении них режим коммерческой тайны. Для капитализации ноу-хау и постановки на баланс дополнительно необходимо оформить идентифицирующие документы во избежание вопросов со стороны проверяющих органов и аудиторов. Узнать подробнее
  • Исключительное право на ноу-хау действует до тех пор, пока сведения сохраняются в секрете, т.е. до раскрытия третьим лицам или обнаружения случаев нарушения режима конфиденциальности. Таким образом, при надлежащем оформлении нормативной базы в организации, действие исключительных прав на ноу-хау практически неограниченно. Узнать подробнее
  • Нет необходимости регистрировать лицензионный договор о передаче исключительных прав или предоставлении права использования ноу-хау. При этом важно обеспечить соблюдение обеими сторонами обязательства по сохранению конфиденциальности секрета производства.

Ноу-хау могут включать в себя знания, практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой.

Многие объекты ноу-хау представляют собой технические решения, выполненные на уровне изобретений, которые в силу ряда причин не были запатентованы в какой-либо стране или являются непатентоспособны по законам данной страны.

Иногда для охраны прав на технологию используются оба метода: патентом защищают самые общие технологические параметры (так называемый «зонтичный патент»), а остальные тонкости производства хранят в режиме ноу-хау. Имеется в виду ситуация, когда охраняемая технология может иметь множество охраноспособных объектов, часть из которых может охраняться патентным правом, другая – авторским правом, ноу-хау и т.д.

 

Служебный секрет производства

Согласно п.1 ст.1470 ГК РФ, исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю.

Таким образом, в случае создания работником результата интеллектуальной деятельности, который имеет потенциальную ценность для работодателя, и в отношении которого введен режим коммерческой тайны, права переходят к работодателю только в случае наличия конкретного задания работодателя или включения соответствующих обязанностей в текст трудового договора или должностной инструкции работника.

 В случае, если такое задание работодателя не соответствует пределам трудовых обязанностей работника, то данное произведение не может рассматриваться как служебное, а значит, исключительное право на него принадлежит работнику, а его использование работодателем возможно только при наличии отдельного соглашения с автором-работником и с выплатой ему вознаграждения.

 

Бухгалтерский учет секрета производства (ноу-хау)

Секрет производства (ноу-хау), в отношении которого соблюдены все требования законодательства, и оформлены идентифицирующие документы (обеспечение возможности выделения объекта от других активов в соответствии с п.3 ПБУ 14/2007), подлежит принятию в бухгалтерском учете в качестве нематериального актива.

Более подробные сведения о порядке бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности приведены в других наших статьях:

В заключение приведем вариант практического применения. Например, в группе компаний есть подразделение, которое не получает выручку. Подпитывать его за счет займов не совсем красиво с точки зрения финансовой отчетности. Здесь можно попробовать применить более изящный вариант, выявить/создать объект интеллектуальной собственности (например, оригинальную технологию) и поставить этот нематериальный актив на бухгалтерский учет, а затем получать доход от платежей за пользование ноу-хау.

Контакты
г. Москва, Пресненская набережная, 12
ПН-ПТ с 09:00 до 18:00