{ ignore } { /ignore } { ignore } { /ignore }
Термин «ноу-хау» (от англ. know how - «знать, как») не всегда понятен людям, не касающимся данной специфики. Прежде всего, остановимся на трактовке «ноу-хау» в качестве объекта права, его месте в нормативно-правовой системе Российской Федерации и роли в финансово-экономической деятельности организации.
В соответствии с п.1 ст.1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) секреты производства, именуемые также ноу-хау, относятся к результатам интеллектуальной деятельности (РИД) юридических лиц, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), т.е. являются интеллектуальной собственностью предприятия.
Исходя из определения, изложенного в ГК РФ, можно выделить следующие признаки секрета производства (ноу-хау):
Примеры сведений, которые могут содержать в себе признаки ноу-хау:
Секрет производства (ноу-хау) и патент: отличия и преимущества
Один из ключевых признаков ноу-хау - обеспечение конфиденциальности информации и документации, содержащей в себе сведения о секрете производства. Именно здесь и кроется главное отличие между секретом производства (ноу-хау) и патентом в качестве правоохранного инструмента – если патентное право подразумевает публичное раскрытие информации о результате интеллектуальной деятельности, то в случае ноу-хау, напротив, такие сведения держатся в тайне.
Современные зарубежные и российские компании всё чаще предпочитают механизмы охраны ценных сведений в качестве секрета производства патентованию. Среди преимуществ ноу-хау можно выделить:
Ноу-хау могут включать в себя знания, практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой.
Многие объекты ноу-хау представляют собой технические решения, выполненные на уровне изобретений, которые в силу ряда причин не были запатентованы в какой-либо стране или являются непатентоспособны по законам данной страны.
Иногда для охраны прав на технологию используются оба метода: патентом защищают самые общие технологические параметры (так называемый «зонтичный патент»), а остальные тонкости производства хранят в режиме ноу-хау. Имеется в виду ситуация, когда охраняемая технология может иметь множество охраноспособных объектов, часть из которых может охраняться патентным правом, другая – авторским правом, ноу-хау и т.д.
Служебный секрет производства
Согласно п.1 ст.1470 ГК РФ, исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю.
Таким образом, в случае создания работником результата интеллектуальной деятельности, который имеет потенциальную ценность для работодателя, и в отношении которого введен режим коммерческой тайны, права переходят к работодателю только в случае наличия конкретного задания работодателя или включения соответствующих обязанностей в текст трудового договора или должностной инструкции работника.
В случае, если такое задание работодателя не соответствует пределам трудовых обязанностей работника, то данное произведение не может рассматриваться как служебное, а значит, исключительное право на него принадлежит работнику, а его использование работодателем возможно только при наличии отдельного соглашения с автором-работником и с выплатой ему вознаграждения.
Бухгалтерский учет секрета производства (ноу-хау)
Секрет производства (ноу-хау), в отношении которого соблюдены все требования законодательства, и оформлены идентифицирующие документы (обеспечение возможности выделения объекта от других активов в соответствии с п.3 ПБУ 14/2007), подлежит принятию в бухгалтерском учете в качестве нематериального актива.
Более подробные сведения о порядке бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности приведены в других наших статьях:
В заключение приведем вариант практического применения. Например, в группе компаний есть подразделение, которое не получает выручку. Подпитывать его за счет займов не совсем красиво с точки зрения финансовой отчетности. Здесь можно попробовать применить более изящный вариант, выявить/создать объект интеллектуальной собственности (например, оригинальную технологию) и поставить этот нематериальный актив на бухгалтерский учет, а затем получать доход от платежей за пользование ноу-хау.
Мы рассмотрим вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время!