{ ignore } { /ignore } { ignore } { /ignore }

Оценка интеллектуального капитала

Компания, осуществляющая разработку новых технологий, несет расходы и создает объекты интеллектуальной собственности, представляющие ценность для компании и конкурентов.

Традиционно эффективность решения задачи прироста стоимости бизнеса оценивается, главным образом, показателями операционной деятельности (увеличение продаж, снижение издержек, рост рентабельности, повышение производительности и др.), которая является источником увеличения материальных активов компании и, следовательно, – роста стоимости бизнеса.

Нематериальные факторы, также способствуют росту стоимости компании. Их влияние, на наш взгляд, недооценивается, как собственниками бизнеса, так и менеджментом компании. Причина понятна: влияние нематериальных факторов на стоимость капитала трудно выразить количественно. При этом российское законодательство позволяет оценивать стоимость таких факторов, а также учитывать и отражать их в финансовой отчетности компании.

По действующим правилам (ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов») компания может включить нематериальные факторы в состав активов по стоимости расходов, понесенных компанией на его создание или приобретение. Такая затратная статичная оценка нематериального актива (НМА) как объекта собственности не отражает справедливую (рыночную) стоимость нематериального (интеллектуального) капитала и, следовательно, не может показать величину приращения стоимости бизнеса за счет прироста интеллектуального капитала.

Методы бухгалтерского учета малоприменимы для адекватной оценки интеллектуального капитала. Например, бухгалтерские методы оценки товарного знака рассматривают ее как актив, теряющий свою стоимость по мере использования, в то время как на деле происходит ровно наоборот – стоимость наращивается. Патенты на изобретения и полезные модели и промышленные образцы учитываются в бухгалтерской документации в соответствии со стоимостью их регистрации, а не реальной стоимостью. Кроме того, происходит ошибочное разделение инвестиций и затрат, например, расходы на обучение персонала и рекламу считаются затратами, в то время как по сути они являются долгосрочными инвестициями.

Целый ряд нематериальных факторов, оказывающих значительное влияние на оценку стоимости бизнеса, остается неучтенным. Среди них: технология производства, конструкторская документация, патенты на изобретения и полезные модели, клиентская база, товарные знаки.

Стоимостная оценка этих факторов составляет потенциал приращения стоимости бизнеса за счет капитализации интеллектуального капитала.

Опыт стран Японии и США, которые в 60-80-х годах совершили экономический прорыв за счет переоценки нематериальных активов и отражения их на счетах бухгалтерского учета компаний по рыночной стоимости, позволило увеличить стоимость активов до 50%, доказывает, что знания организации, могут быть конвертированы в стоимость. Совсем недавно и Китай, переняв опыт Японии и США, в существенно повысил капитализацию своих компаний.

Идентификация, оформление и отражение объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов позволяет организации:

  • защитить от конкурентов исключительное право на выпуск продукции;
  • оптимизировать структуру баланса за счет увеличения собственного капитала и снижения доли заемных средств;
  • уменьшить процентные ставки по кредитам;
  • рефинансировать существующие кредиты, привлечь дополнительное финансирование инвестиционных проектов по ставкам ниже рыночных;
  • увеличить залоговую массу;
  • увеличить прибыль за счет снижения расходов на обслуживание кредитов;
  • провести дополнительную эмиссию акций;
  • увеличить стоимость активов.

Доведение балансовой стоимости НМА компании до размеров ее возможного интеллектуального капитала – задача трудоемкая. Она требует привлечения специалистов высокой квалификации, владеющих российскими и международными методиками учета и оценки нематериальных объектов. Для большинства компаний решение этой задачи недоступно. При этом в связи с ростом конкуренции задача оценки интеллектуального капитала компаний становится все более актуальной.

Контакты
г. Москва, Пресненская набережная, 12
ПН-ПТ с 09:00 до 18:00