{ ignore } { /ignore } { ignore } { /ignore }

Отражение в учете результатов переоценки НМА

Переоценка нематериальных активов (НМА) является эффективным инструментом для оптимизации финансовых потоков организации, связанных с учетом нематериальных активов (НМА). Мы уже затрагивали этот вопрос в предыдущей статье, посвященной амортизации нематериальных активов. Операции по корректировке первоначальной стоимости НМА в результате переоценки оформляются Актом переоценки, составляемым в произвольной форме.

Система бухгалтерского учета организации должна обеспечить хранение информации о результатах всех переоценок по каждому объекту НМА, чтобы раскрыть в пояснительной записке к отчетности за предыдущий год:

  • результаты переоценки, которая проведена по состоянию на конец отчетного года;
  • стоимость переоцененных НМА, фактическая (первоначальная) стоимость, суммы дооценки НМА.

На основании п.17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов. Понятие «активный рынок» российским законодательством не определено. В отношении актива под данным термином принято понимать рынок, в котором сделки с активом совершаются достаточно часто и их объем обеспечивает непрерывную информацию о ситуации с ценами.

Согласно п.7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) вопросы организации и ведения бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно осуществлять выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации.

Способы оценки активов, методы учета, сроки полезного использования, порядок отражения переоценки и ее регулярность, определяется учетной политикой организации.

Определение рыночной стоимости нематериальных активов по данным активного рынка производится с привлечением независимого оценщика. Оценка должна базироваться на нормах Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ:

  • объектами оценки могут выступать любые объекты гражданских прав, участвующие в гражданском обороте;
  • результаты проведения оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.

Указанная в отчете независимого оценщика стоимость НМА, признается рыночной в соответствии с действующим законодательством, и может быть учтена для целей бухгалтерского учета.

Переоценка носит добровольный характер. Но если организация приняла решение проводить переоценку, она должна будут делать ее регулярно. Регулярность проведения переоценки закрепляется в учетной политике.

Переоценка НМА, стоимость которого отражена на счетах бухгалтерского учета, производится путем пересчета его остаточной стоимости.

Сумма дооценки НМА в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал. На расчет налога на прибыль результаты такой дооценки не влияют, поскольку саму возможность переоценки нематериальных активов Налоговый кодекс не предусматривает.

Пример отражения операций по учету переоценки НМА:

В заключениях аудиторов иногда встречаются рекомендации о порядке отражения в учете результатов переоценки нематериальных активов, аналогично порядку отражения переоценки основных средств. Однако это не совсем верно. Так, согласно п.15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. В соответствии с п.19 ПБУ 14/2007, которым необходимо руководствоваться при проведении переоценки НМА, переоценка нематериальных активов производится путем пересчета их остаточной стоимости.

 

Контакты
г. Москва, Пресненская набережная, 12
ПН-ПТ с 09:00 до 18:00