{ ignore } { /ignore }

Что такое различительная способность товарного знака?

Различительная способность – это основная и существенная составляющая товарного знака. Ее отсутствие может стать основанием для отказа в регистрации такого вида интеллектуальной собственности. По определению различительная способность - это способность товарного знака вызывать у конечного покупателя товара или услуги четкие ассоциации, представления, связанные с конкретным источником происхождения этих товаров (услуг).

Различительная способность бывает: изначальная и приобретенная. Для регистрации товарного знака достаточно любой из них.

Одной из услуг Института финансового развития бизнеса (ИФБР) является регистрация товарных знаков под ключ с гарантией регистрации.

 

Отличия изначальной и приобретенной различительной способности товарного знака.

Изначальная различительная способность характеризуется новизной, оригинальностью, необычностью, объективной узнаваемостью и запоминаемостью обозначения. Все эти составляющие можно считать стержнем и отличительной особенностью товарного знака. Выделяют несколько групп товарных знаков:

  • видовой товарный знак (generic trade mark) – знак, использованный в качестве родового термина;
  • описательный товарный знак – слова и символы, которые несут в себе описательную часть того или иного качества, особенности, назначения или характеристики товара или услуги;
  • суггестивный товарный знак – описывает характеристики продукта, но не напрямую, а через ассоциации;
  • случайный товарный знак – обозначение, которое существует в общепринятом назначении, но не имеет логической связи с самим товаром;
  • вымышленный (причудливый) товарный знак – обозначение, которое было создано специально для того, чтобы служить товарным знаком (например, Amazon, Ikea, Adidas).

По мнению Генерального директора ИФБР Шайхутдинова Ильдара Альбертовича, максимальной изначальной различительной способностью обладают товарные знаки из последней группы.

Изначальная различительная способность априори не существует у базовых цветов (цветовые обозначения), чисел, отдельных сочетаний букв, которые невозможно определить как слово и которые так не воспринимаются.

В российской правоприменительной практике существуют неоднократные случаи отказа в регистрации буквосочетания, которые ИФБР в своей работе сводит практически к нулю. Шайхутдинов Ильдар считает, что в целом, аббревиатура может считаться словом, а значит, и существует возможность регистрации ее как товарного знака. Другое дело, что не любое сочетание букв будет считаться аббревиатурой. Заявитель должен доказать, что конечный потребитель будет воспринимать буквосочетание как слово, имеющее конкретное значение и отсылку к наименованию заявителя. Какими путями можно этого достигнуть?

Один из самых логичных путей – регистрация аббревиатуры с расшифровкой. Например, DKNY. Donna Karan New York, компания Nordic Transport Group и сочетание букв NTG.

Другой способ регистрации аббревиатуры без доказательств того, что оно является словом - это зарегистрировать буквосочетание или число путем наделения его различительной способностью с добавлением каких-либо дополнительных элементов. То есть, проработать буквы, цифры в оригинальной графической форме или особенным шрифтом, а также путем добавления к буквам и цифрам изобразительных элементов.

 

Что означает приобретенная различительная способность?

Под приобретенной различительной способностью понимают способность обозначения вызвать у потребителя четкую ассоциацию, связанную с источником происхождения товара/услуги, то есть самой компанией.

Для регистрации обозначений, которые не обладали изначальной различительной способностью, можно доказать приобретенную различительную способность. К такому примеру можно отнести ПАО «Сбербанк», который зарегистрировал в качестве своего товарного знака зеленый цвет определенного оттенка. Юристами банка были предоставлены три социологических опроса, которые отражали устойчивую ассоциацию потребителя между цветом Pantone 349 и услугами Сбербанка.

На сайте ИФБР можно оставить заявку для получения бесплатной консультации по любым вопросам, касающихся товарных знаков и их различительной способности.

Контакты
г. Москва, Пресненская набережная, 12
ПН-ПТ с 09:00 до 18:00