Что такое DRM, TPM, и какое отношение они имеют к техническим средствам защиты авторского права, поясняет ИФРБ

Институт финансового развития бизнеса спешит рассказать о технических мерах защиты интеллектуальной собственности в эпоху повсеместной цифровизации.

Провайдеры, обеспечивающие доступ пользователей в Интернет, предлагают безлимитные высокоскоростные тарифы, приспособленные для быстрого распространения крупных файлов. В литературе многократно обсуждалось, что разработчики программного обеспечения, в том числе частные лица, выпускают программы для удобного автоматизированного скачивания, всевозможные медиапроигрыватели, конвертеры, грабберы, программы для авторинга и записи дисков, то есть целый комплекс вспомогательных средств. Как и любые технические новшества, они призваны сделать лучше жизнь обычного человека, но ведь могут быть использованы и для более быстрого и надежного распространения нелегального контента.

Что же остается предпринять авторам и правообладателям? Один из вариантов – использование технических мер защиты. Технические средства защиты авторских прав (в кругах специалистов можно чаще встретить такие обозначения DRM – Digital Rights Management и TPM – Technological Protection Measures) – это программные или аппаратные средства, которые затрудняют создание копий произведений, охраняемых авторским правом.

Также существует вариант, когда копию в целом снять возможно, но создание копий отслеживается. DRM – не всегда только защита от копирования. DRM может позволять ограниченное копирование, предоставлять возможность использования в течение ограниченного срока, возможность воспроизведения только с использованием определенных программ или техники (в данном случае имеются в виду не технические требования, а именно производитель, «бренд»).

Под DRM понимаются именно технические средства защиты, то есть только один подвид защиты от копирования наравне с организационными, юридическими и другие мерами.

В целом, к техническим средствам защиты авторского права относятся:

1. Средства, увеличивающие накладные расходы при копировании;

2. Средства, контролирующие распространение копий;

3. Средства, защищающие от несанкционированного доступа.

DRM упоминается в Договоре по авторскому праву ВОИС 1996 года: ст. 11 закрепляет, что договаривающиеся стороны предусматривают соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав по ДАП или по Бернской конвенции и ограничивающих действия в отношении их произведений, которые не разрешены авторами или не допускаются законом. Технические меры часто приводят к тому, что контроль над использованием произведений выходит за рамки прав интеллектуальной собственности и становится средством регулирования доступа к произведениям и силового завоевания все новых клиентов.

На западе появился даже термин «paracopyright» – то, что закреплено в законе, но не относится к традиционному авторскому праву, в США термин чаще всего применяется именно в отношении технических мер. Цель паракопирайта – добавить новый «слой» закона, который распространяется за пределы существующего авторского и договорного права. Этот слой направлен на то, чтобы не позволить людям самостоятельно взламывать защиту и способствовать применению авторского права путем отслеживания использований цифровых материалов. DRM используют многие он-лайн магазины музыки, например, ранее все треки в iTunes Store были защищены DRM, а также многие издатели электронных книг для чтения с помощью электронных книг («ридеров»). И. Керр считает, что законы об охране собственно TPM и DRM необходимы для защиты авторского права от частных лиц, использующих устройства для обхода авторского права, и что существующие законы не мешают массовому незаконному распространению цифровых объектов, которое происходит каждый день. 153 Долгое время популярностью пользовалась точка зрения, что DRM заменит собой авторское правоили, по крайней мере, поможет решить главные проблемы защиты произведений в цифровую эпоху.

Ранее представители RIAA утверждали, что установление TPM и DRM на весь музыкальный контент – главный способ расширения возможностей для приобретения музыки для пользователей и укрепления предпринимательских возможностей для индустрии. Но сегодня само техническое сообщество отказывается от такой позиции и признает, что авторское право является более оптимальным институтом охраны. Как отмечает И. Гобиак, техническая мера не должна иметь эффект расширения монополии авторов и других правообладателей, выходящего за рамки предоставленных им законом прав, – установив, к примеру, такую схему сбыта, которая не основывалась бы на правах интеллектуальной собственности. Хотя TPM и DRM призваны воспрепятствовать лишь неправомерному копированию произведений, часто они ограничивают или вовсе не допускают правомерное копирование, поскольку невозможно техническими средствами автоматически отличить «законное» копирование от «незаконного». Подобное ограничение возможностей пользователя вызывает критику таких технических мер защиты как со стороны юристов, так и со стороны пользователей.

По материалам АО "РВК"

Контакты
г. Москва, ул. Новый Арбат, д.21, офис 1525
fdbi_ru
ПН-ПТ с 09:00 до 18:00