{ ignore } { /ignore } { ignore } { /ignore }

Кредитование под залог нематериальных активов

Оформление результатов интеллектуальной деятельности (РИД) для многих собственников бизнеса является неоднозначным. Что дает наличие и рост статьи нематериальные активы (НМА) в бухгалтерском балансе? Ответ достаточно прост – то же самое, что и других активов, имеющих материальные свойства, но с соответствующей спецификой оценки и учета. Таким образом, нематериальный актив можно создать самостоятельно или купить, понеся на это расходы, а также НМА возможно продать или оценить и использовать в качестве обеспечения по кредиту/займу. Теория использования НМА в качестве предмета залога, а также практические советы и рекомендации будут затронуты ниже.

Залоговое кредитование в отечественной банковской практике традиционно ориентировано на «стандартные» формы залога: недвижимость, транспорт, оборудование, реже товарно-материальные ценности (ТМЦ) (готовая продукция, сырье и материалы), а также ликвидные ценные бумаги. Во многом это объясняется сложившимися подходами и устоявшейся практикой в части оформления залога и обращения взыскания на него. Естественно, определяющим фактором здесь является нормативно-правовая база. Любой банкир знает, что в соответствии с Положением Банка России № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» можно скорректировать резерв на невозврат в соответствии с размером обеспечения. Простыми словами, банки делают отчисления (накапливают резервы), за счет которых закрываются кредиты в случае невозврата и невозможности погашения через реализацию обеспечения. А пока ситуация с исходом кредитной сделки в части своевременного добровольного погашения обязательств неясна, резервы серьезно ухудшают финансовый результат (уменьшают балансовую прибыль) кредитного учреждения. Соответственно, чем меньше резервы, тем лучше для банка, а снижение резервов в зависимости от качества и стоимости обеспечения – эффективный инструмент, сокращающий расходы. Однако данное обстоятельство напрямую применимо лишь к индивидуальным ссудам, т.е. обычно крупным или нестандартным кредитам. В целях упрощения учета «стандартные» (однородные) ссуды банки группируют в портфели с общим размером резерва.

Вернемся к залогу. Использование «стандартных» форм, на наш взгляд, распространено больше не из-за их ликвидности, а из-за «понятности» кредитору. Скажем, банку ориентировочно известно, сколько стоит изъятый залоговый автомобиль, и как его можно продать. Но если посмотреть на практику, какой шанс получить залоговую технику в хорошем состоянии? Часто транспортные средства перепродаются неблагонадежными заемщиками, и их сложно физически найти, или техническое состояние, в котором предмет залога передают кредитору, не позволяет реализовать его по приемлемой для погашения долга цене. То же самое применимо и к оборудованию. Лучше обстоит дело с недвижимостью, где благодаря государственной регистрации залога (ипотеке) мошеннические действия ограничены, но здесь важна точность оценки, т.к. ошибка может привести к недостаточности обеспечения. Ликвидность ценных бумаг также во многих случаях условна и может существенно меняться. Так что же лучше получить при невозврате долга? Сомнительный физический актив или оформленные результаты интеллектуальной деятельности (патенты, ноу-хау).

На самом деле, кредитору неинтересен ни один вид обеспечения, и банки при выдаче ссуды исходят преимущественно из оценки платежеспособности (ликвидности и финансовой устойчивости) и благонадежности заемщика (оценка деловой репутации), а обеспечение становится формальной стороной вопроса. Для дополнительного снижения рисков используется страхование и дисконтирование стоимости залога (т.е. принятие обеспечения на сумму превышающую кредит), что, безусловно, применимо и к нематериальным активам. Поэтому в настоящее время, в условиях дефицита «хороших» заемщиков, вопрос кредитования с использованием НМА в виде обеспечения возврата долга приобретает всё большую актуальность. Современный бизнес инвестирует не в недвижимость, а в нематериальные активы, без которых бизнес не может существовать – бренд, технологии, программное обеспечение, базы данных и т.д. Вспомните известные продуктовые сетевые магазины, магазины электротехники, популярные аптеки, – и ответьте себе на вопрос, что является их реально ценным активом. Товары, право аренды помещения или бренд, клиентская база, технологии продаж и обслуживания? Все больше оформляется сделок по передаче банку в залог право на товарный знак, и эта тенденция продолжится. К тому же повышение технологичности бизнеса во многих отраслях, и снижение у большинства успешных компаний доли основных средств, меняет традиционный взгляд на стоимость активов. Особенно такие тенденции свойственны рынку информационных технологий, фармацевтических и инновационных производственных компаний.

Контакты
г. Москва, Пресненская набережная, 12
ПН-ПТ с 09:00 до 18:00