{ ignore } { /ignore } { ignore } { /ignore }
Такие понятия, как патент и товарный знак, не новы для применения в бизнесе. Но немногие знают и применяют понятие ноу-хау (секрет производства). Ниже приведены преимущество и недостатки данного вида интеллектуальной собственности.
Секрет производства, или ноу-хау, - это результат интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и способах профессионального труда. Продукт ноу-хау не патентуется и остается недоступен посторонним. К примеру, у известного ресторана быстрого питания McDonald’s есть уникальный рецепт соуса для «Биг Мака». После перехода бизнеса к сети «Вкусно – и точка», это наименование в меню отсутствует по причине того, что для повторения рецептуры были известны не все ингредиенты соуса и не известны пропорции, поскольку это закрытая информация.
В секрет производства компании могут включить многие известные им ценные сведения. В фирмах, которые работают в сфере общественного питания, это рецепты приготовления блюд, а в предприятиях промышленных сфер – научно-технические сведения, относящиеся к самым разным технологиям. Еще в ноу-хау можно включить как практики работы с внешними клиентами, так и взаимодействие между сотрудниками. В том числе различные стандарты качества и внутренние протокола.
ПРЕИМУЩЕСТВА ОФОРМЛЕНИЯ НОУ-ХАУ
Оформление ноу-хау позволяет следующее: возможность его продажи третьим лицам, выдача лицензии на право использования ноу-хау, внесение его как доли сотрудничества или партнерства по договору совместной деятельности, взыскание убытков с лиц, недобросовестно использующих ноу-хау.
Институт финансового развития бизнеса является одной из ведущих организаций на рынке оформления интеллектуальной собственности, в том числе оформления ноу-хау.
С помощью ноу-хау можно защитить намного больше результатов интеллектуальной деятельности, чем с помощью патента, а точнее практически любую информацию, которая имеет коммерческую ценность и не известна третьим лицам. Институтом разработана уникальная система оформления ноу-хау, направленная на сохранение секрета производства, при которой данный вид интеллектуальной собственности оформляется на балансе компании по рыночной стоимости.
Не менее важное преимущество ноу-хау - возможность сохранить монополию рынка на более долгое время. Примером можно считать опыт компании «Кока-кола», рецепт напитка которой является тайной уже более 150 лет.
Также к достоинству можно отнести то, что у ноу-хау неограниченная территория охраны. Каждый патент действует только на территории государства, где запросили его защиту. Такое ограничение у ноу-хау отсутствует.
Следующий плюс, ноу-хау более простое в оформлении. Для возникновения исключительного права на ноу-хау, не требуется государственная регистрация. Будет достаточно иметь и доказать сведения, которые соответствуют признакам ноу-хау. Если есть необходимость в дополнительной защите таких сведений, то вводится режим коммерческой тайны (ст. 1465 ГК). Однако, согласно п. 144 Постановления Пленума ВС от 23.04.2019 № 10 вводить режим коммерческой тайны для ноу-хау не обязательно. Так, к коммерческой тайне можно отнести любую информацию, доступ к которой ограничен, но она необязательно будет являться секретом производства.
Минус ноу-хау – возможность узнать засекреченную информацию третьими лицами. В этих случаях правовая охрана секрета производства перестает действовать. Правообладатель автоматически теряет исключительное право.
Даже при применении максимальных мер по защите и охране секрета производства, практически невозможно полностью исключить вероятность разглашения информации человеком. Кроме того, возможен и так называемый промышленный шпионаж со стороны конкурентов.
Еще одна трудность в том, что судебная система не предусматривает оперативного пресечения угрозы и прекращения нарушения исключительных прав на владение интеллектуальной собственности. Сейчас существует направленность лишь на фиксацию убытков.
Кроме того, на ноу-хау нет правовой монополии. То есть при абсолютно равных вводных данных любое предприятие может само создавать или же получить от третьих лиц такой же результат интеллектуальной собственности и использовать его, при этом имея самостоятельное право на использование этого ноу-хау.
Также в России рынок ноу-хау достаточно нов, поэтому часто ноу-хау не воспринимают с должной серьезностью. Из-за такого халатного отношения возникают потери данных. И чаще всего такое происходит именно из-за попустительства работников в отношении к секретности таких сведений, а не из умысла.
Оформление ноу-хау и введение режима коммерческой тайны похожи. Отличие лишь в том, что коммерческая тайна дает дополнительные гарантии защиты, например, привлечение к уголовной ответственности того, кто рассекретил тайну по ст. 183 УК о незаконном получении и разглашении сведений.
Для более детальной информации по оформлению и преимуществ того или иного способа защиты секрета производства можно обратиться к специалистам ИФРБ.
Мы рассмотрим вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время!