{ ignore } { /ignore } { ignore } { /ignore }

Способы защиты прав на разработанный дизайн. Обзор ИФРБ

Как известно, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав на произведение дизайна не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Институт финансового развития бизнеса представляет Вашему вниманию анализ способов защиты прав на разработанный дизайн, в соответствии с которым дизайн может рассматриваться как произведение авторского права или промышленный образец.

Защита дизайна в качестве промышленного образца, напротив, требует регистрацииНапример, в соответствии с российским законодательством, это патент на промышленный образец. Согласно п.3 ст.1354 ГК РФ, защита предоставляется на основании патента в объеме, определяемом совокупностью существенных признаков промышленного образца, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, содержащихся в патенте на промышленный образец. На практике основным вопросом становится разграничение охраны авторским правом от охраны утилитарных элементов такого дизайна. Именно поэтому дизайн может охраняться практически всеми способами, требующими регистрации: объемный товарный знак, патент на промышленный образец (дизайн), фирменная одежда. Примером может служить бутылка Coca-cola, которая в различные периоды времени охранялась всеми этими способами (и практически все современные ее вариации охранялись сразу всеми).

При этом нефункциональные элементы дизайна могут охраняться авторским правом. Как, например, мебель необычных форм. Наличие столешницы и ножек – утилитарно, оно выполняет конкретную функцию. Необычная форма, оригинальное исполнение ножек – охраняется авторским правом, даже если не может считаться самостоятельным произведением скульптуры. В этом случае дизайн получает охрану по общим правилам Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Разумеется, в 1886 году сложно было представить разнообразие объектов, которые возникнут спустя столетие (и их коммерческую ценность). Поэтому в настоящее время дизайн получает охрану в соответствии с новыми нормами. Примером «двоякой» охраны служит одна из норм ТРИПС – охрана текстильных образцов (п.2 ст.25). Соглашение предусматривает, что соответствующие нормы должны быть внесены непосредственно в законодательство о промышленных образцах или законодательство об авторском праве. Таким образом, выбор остается за национальными ведомствами и законодателями.

По сравнению с авторским правом защита дизайна как промышленного образца считается более предпочтительной, так как: 

  • снижает риски нарушения прав на сходные объекты дизайна (за счет проверки новизны и оригинальности при экспертизе заявленного на патентование дизайна);
  • в случае возникновения спора позволяет проще и более гарантированно обосновать свои права (за счет выделения существенных признаков и наиболее важных особенностей внешнего вида). На национальном уровне вопрос правового регулирования произведений дизайна решается по-разному. В одних странах предусмотрена возможность только охраны путем получения патента (США, Индия, Канада).

В других допускается одновременное применение авторского и патентного права (Франция, Германия), в третьих предусматривается выбор одного из указанных режимов (Италия, Великобритания). Другой возможный вариант охраны – регистрация объемного товарного знака. Но в некоторых странах (например, в юго-восточной Азии) это достаточно сложно. В таком случае правообладателю приходится опираться на сочетание авторского права и законов о защите конкуренции, если копирование дизайна может привести к смешению товаров и введению потенциальных потребителей в заблуждение. Анализ законодательства зарубежных стран показывает, что в ряде стран с развитой экономикой, а также на уровне Европейского союза, реализована более гибкая система охраны, которая для бизнеса является наиболее эффективной, в большей степени отвечает его интересам.

Такая система предусматривает специальную защиту дизайна не только при наличии патента на промышленный образец, но и без его регистрации. Исключительное право на дизайн без регистрации является правом sui generis, которое возникает вне зависимости от регистрации или иных процедур с момента создания, однако предоставляется на более короткий срок по сравнению с патентной формой охраны дизайна Россия В Российской Федерации произведения дизайна охраняются авторским правом наряду с охраной промышленных образцов и объемных товарных знаков.

Достаточно обширна судебная практика защиты прав на незарегистрированные дизайны как отечественных, так и зарубежных правообладателей: внешний вид упаковки товара, кондитерские изделия, карнизы, навесные замки, ювелирные изделия – вот далеко не полный перечень объектов, которые стали предметом рассмотрения и защиты. Одним из наиболее показательных примеров можно считать Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 №09АП-13024/2009 по делу 242. Исковые требования «ПО АРС» о защите исключительного права на произведение и обязанности ответчика прекратить нарушение исключительного права истца на данное произведение были удовлетворены, поскольку представлены доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик без согласия истца как правообладателя незаконно использовал произведение дизайна – внешний вид кремово- бисквитного торта, исключительное право на использование которого принадлежит истцу.

Суд первой инстанции посчитал, что торт относится к «объектам неустойчивой формы», нарушений товарного знака нет, поэтому товар не был признан контрафактным. Суд апелляционной инстанции при пересмотре дела изучил предоставленные ответчиком изображения различных тортов, в оформлении которых использованы отдельные элементы дизайна торта под вопросом и пришел к выводу, что само по себе использование сложившихся стандартов кондитерского производства не исключает того обстоятельства, что в результате творчества дизайнера появится результат в виде оригинального произведения, новизна которого проявляется в особом отборе существующих средств и черт, их переработке и уникальном сочетании, построении тем самым самостоятельного не лишенного своеобразия произведения дизайна, что и имело место в рассматриваемом случае.

Также суд признал охраняемым незарегистрированный дизайн в Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 20.11.2014 № С01-1128/2014 по делу № А40-13480/2014. В данном случае речь шла о защите ювелирных изделий, а конкретно – колец. Суд признал дизайн охраняемым. Истец доказал принадлежность ему прав, предоставив договоры с дизайнерами и документы, подтверждающие даты опубликования произведения в каталогах и на сайте в сети Интернет.

Материал подготовлен на основе аналитики ОАО "Российская венчурная компания"

Контакты
г. Москва, Пресненская набережная, 12
ПН-ПТ с 09:00 до 18:00